При государственном контроле в сфере труда до 1 января 2018 года будет применяться риск-ориентированный подход (Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 года № 197). Кроме того, кабмин внес изменения в ряд своих актов (далее – Изменения), утвердил критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП, являющихся работодателями, к определенной категории риска (далее – Критерии), а также перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (далее – Перечень).

Соответствующее постановление подписал глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. Оно вступит в силу с 1 марта 2017 года.
Согласно постановлению все работодатели будут отнесены к одной из пяти категорий, в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда жизни и здоровью работников, их трудовым правам, связанным с правом получения оплаты труда в установленный срок. Причем для организаций каждой категории устанавливается своя периодичность плановых проверок:
  • одна проверка в течение 2 лет – для организаций, отнесенных к работодателям с высоким риском;
  • одна проверка в течение 3 лет– для организаций, отнесенных к работодателям со значительным риском;
  • одна проверка в течение 5 лет – для организаций, отнесенных к работодателям со средним риском;
  • одна проверка в течение 6 лет – для организаций, отнесенных к работодателям с умеренным риском.
При этом для организаций, отнесенных к низкому риску, плановые проверки не проводятся (п. 20 Изменений).
Отметим, что в проекте постановления, представленном изначально для общественного обсуждения, предусматривалась несколько иная классификация категорий риска и периодичность проверок. В частности, в проекте значилась такая категория риска, как чрезвычайно высокий риск с ежегодной периодичностью проверок. Кроме того, организации, отнесенные к категории среднего риска предлагалось проверять один раз каждые четыре года, а умеренного риска – один раз в пять лет.
Добавим, что документом установлены показатели потенциального вреда причинения вреда жизни и здоровью работников, их трудовым правам, связанным с правом получения оплаты труда в установленный срок для отдельных видов деятельности. К примеру, к высокому риску отнесена деятельность по добыче полезных ископаемых. К значительному риску – обрабатывающие производства, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, строительство, транспортировка и хранение. К среднему риску – здравоохранение и социальные услуги, а также деятельность в области информации и связи, к умеренному – образование (п. 1 Перечня).
Для расчета категории риска по специальной формуле специалисты будут использовать определенные показатели, в том числе критерий тяжести последствий возможного нарушения работодателем правил, коэффициент устойчивости добросовестного поведения, показатель травматизма на производстве и т.д. (п. 1-11 Критериев).
К категории высокого риска работодателей будет относить главный государственный инспектор труда, а в остальных случаях, кроме низкого риска, – главные государственные инспекторы труда в субъектах РФ. Если решения об отнесении работодателя к определенной категории риска нет, считается, что ему присвоена категория низкого риска (п. 18 Изменений).
Кроме того, правительство обязало Роструд до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок публиковать на своем официальном сайте в Интернет информацию об отнесении юрлиц и ИП к категориям высокого и значительного рисков, а также указывать дату принятия решения об отнесении деятельности юрлица или ИП к категории риска (п. 21 Изменений).
Также устанавливается, что по запросу юрлица или ИП Роструд предоставляет информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также использованные для этого сведения.
При этом юрлицам и ИП предоставляется право обжаловать заявление об изменении присвоенной категории риска (п. 23 Изменений).
По мнению кабмина, использование риск-ориентированного подхода при проведении трудовых проверок снизит административную нагрузку на субъекты хозяйственной деятельности, а также повысит уровень эффективности контрольно-надзорных органов.

Источник: http://www.garant.ru/news/1093063/

Опубликовано 22.02.2017, обновлено 22.02.2017 14:02:18

Pin It on Pinterest