Могут ли литые асфальтобетонные смеси найти более широкое применение в дорожном строительстве?

Проблема увеличения межремонтных сроков на автомобильных дорогах может решаться различными способами — подбором оптимальных асфальтобетонных смесей для каждой климатической и природной зоны (СПАС – Суперпейв), укреплением подстилающих слоев дорожной одежды тощими бетонами, а где-то — строительством бетонных дорог. Однако есть вид дорожного строительства, где уместно использовать литые асфальтобетонные смеси (ЛАБ). Речь, прежде всего, идет о мостостроении.

Литой полимерасфальтобетон состоит из фракционированного щебня, дробленого песка, минерального порошка и полимерно-битумного вяжущего. Материал производят и укладывают в слой покрытия при температуре от 190 до 230 градусов в жидком или вязкотекучем состоянии без уплотнения, транспортируя в специальных бункерах-термосах. В России действует ряд нормативных документов по применению ЛАБ, которые, правда, нуждаются в актуализации.

Литой асфальт укладывают при уличной температуре до -10 градусов окружающего воздуха. Высокая степень адгезии литого асфальтобетона к нижележащим слоям, их «спекание» при повышенной температуре укладки, в том числе с материалами рулонной наплавляемой гидроизоляции, является большим плюсом. Данное свойство позволяет системе покрытия и гидроизоляции функционировать как единое целое с пролетным строением мостового сооружения. Преимущества такого асфальтного покрытия очевидны. В отличие от обычного асфальтобетона литой обладает водонепроницаемостью. К несомненным положительным качествам материала можно отнести его долговечность. Так, при правильном использовании и приготовлении асфальтобетонной смеси без нарушения технологии дорога прослужит двадцать, а то и тридцать лет. Он не чувствителен к соли и химикатам.

ЛАБ достаточно популярен в Европе. Так, например, в Германии покрытия из ЛАБ получили широкое применение не только при строительстве дорог, но и в жилых и производственных помещениях, в том числе в медицинских учреждениях. Подобные покрытия, приготовленные на основе хрупких битумов, обладают высокой прочностью при изгибе, низкой теплопроводностью, экологичностью и отсутствием запаха и пыли.

Хотя сама технология изготовления и укладки ЛАБ позволяет обходиться меньшим числом рабочих, использование большого количество битума и минерального порошка приводит к удорожанию смеси. К тому же необходимо специальное оборудование, что существенно увеличивает стоимость. Поэтому пока в России использование литого асфальтобетона не очень распространено. У нас в стране ЛАБ достаточно активно применялся при так называемом ямочном ремонте, когда надо произвести срочную починку дорожного покрытия в условиях отрицательных температур окружающего воздуха. Как уже отмечалось, высокая адгезия ЛАБ делает такой ремонт при надлежащей технологической дисциплине достаточно эффективным.

По мнению заместителя главного инженера ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Виталия Шмарова, литой асфальтобетон — нишевый продукт, предназначенный для конкретных условий эксплуатации в силу своих специфических характеристик и технологии укладки. В большинстве случаев его нельзя рассматривать как альтернативу уплотняемым смесям. «Технология укладки ЛАБ не проще и не сложнее, она просто другая в сравнении с уплотняемыми смесями в силу текучести продукта и его высокой температуры, — говорит эксперт. — В этом есть, как положительные моменты, такие, как удобоукладываемость в стесненных условиях, так и отрицательные, например, сложно добиваться нужной ровности поверхности покрытия. Применение ЛАБ оправдано в случаях, когда уплотняемые смеси не могут обеспечить должных физико-механических характеристик для работы в покрытии, например, на металлических пролетных строениях искусственных сооружений, которые требуют повышенной эластичности покрытия».

Впрочем, в последнее время и в России применение ЛАБ постепенно расширяется. Этому во многом способствовали крупные мостовые проекты, в которых системы покрытий и гидроизоляции устраивались с применением литого асфальтобетона. Однако сфера применения современных ЛАБ может быть шире. Такие смеси можно использовать для покрытия городских улиц в зоне трамвайных путей, тротуаров, паркингов, а также покрытия полов в производственных и жилых помещениях, гидроизоляции резервуаров, тоннелей, кровель и так далее. По словам Виталия Шмарова, ЛАБ является перспективным в дорожном хозяйстве, и можно ожидать появления гибридных технологий устройства литых асфальтобетонных покрытий, которые совместят достоинства литой и уплотняемой смесей.

Справочно

В России литые асфальтобетонные смеси (ЛАБ) использовались при строительстве моста через Волгу в селе Пристанное, Ладожского моста через Неву у поселка Марьино, при возведении Больших Обуховских мостов вантовой системы в Санкт-Петербурге, строительстве систем эстакад на Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга и Ульяновского моста через реку Волгу и других объектов.

Источник: stroygaz.ru

Pin It on Pinterest