В июле вступает в силу 171 федеральный акт, принятый к настоящему времени. Портал ГАРАНТ.РУ обобщил нововведения, важные как для представителей бизнеса, так и для всех россиян.
1. Онлайн-кассы: стартует второй этап реформы (с 1 июля)
Применять ККТ нового образца с 1 июля должны ИП с наемными работниками на ЕНВД или ПСН и организации на ЕНВД в сфере торговли и общественного питания, организации и ИП, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающие услуги общепита, а также ИП с наемными работниками и организации, которые занимаются вендингом (письмо ФНС России от 3 апреля 2018 г. № ММВ-20-20/33@ «О направлении инструкции«). То есть второй этап кассовой реформы коснется только представителей малой торговли и общепита, которые привлекают наемных работников.
Отметим, что по оценкам экспертов и налоговиков, на этом этапе ушли многие проблемы, на которые указывало профессиональное сообщество до начала реформы. Правда, предприниматели все равно пока относятся к необходимости применения онлайн-ККТ скорее негативно.
Третий этап реформы пройдет только через год – с 1 июля 2019 года перейти на новые кассы должны будут все представители сферы услуг и те, кто занимается торговлей без привлечения наемных работников.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации«
2. При проведении некоторых видов плановых проверок станет обязательным использование чек-листов (с 1 июля)
Использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов) при плановых проверках всех работодателей будут госинспекторы труда. То же касается плановых проверок всех организаций и ИП должностными лицами Роспотребнадзора и Федерального медико-биологического агентства.
Кроме того, применение чек-листов будет обязательно при проведении плановых проверок в рамках госпожарнадзора, федерального лесного надзора, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального охотничьего надзора, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также федерального государственного пожарного надзора в лесах.
- Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права«
- Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации«
- Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. № 774 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре«
- Постановление Правительства РФ от 28 июня 2017 г. № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации«
3. Электронные госзакупки: подготовлены масштабные поправки к Закону № 44-ФЗ (с 1 июля)
Целый ряд поправок вступит в силу с этой даты, многие из них так или иначе касаются использования информационных технологий в сфере госзакупок по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, заказчики будут вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок в электронной форме. Отметим, что с 1 января 2019 года это станет их обязанностью. Однако для этих правил предусмотрен ряд исключений – в частности, электронная форма не распространится на запрос котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства, а также оказания скорой помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан, и в ряде других случаев.
Переход к технологиям предполагает и новые обязанности для участников системы закупок. Они должны будут использовать усиленные квалифицированные электронные подписи.
Также определен единый порядок заключения контракта по результатам всех конкурентных электронных процедур, это касается и электронного аукциона. Новый порядок, в частности, предусматривает для победителя электронной процедуры, с которым заключается контракт, возможность направить протокол разногласий, причем разместить его необходимо на электронной торговой площадке. Сделать это можно только один раз.
Наконец, с 1 июля в ЕИС появится единый реестр участников закупок. Правда, вести его и регистрировать участников начнут лишь с 1 января следующего года.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд«
4. Для операторов электронных площадок для госзакупок предусмотрены новые требования и право взимать плату с победителей электронных процедур (с 1 июля)
В связи с изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ, Правительство РФ утвердило единые требования к операторам электронных (в том числе специализированных) площадок, непосредственно электронным площадкам, в том числе специализированным, а также к их функционированию. В соответствии с ними, в частности, размер уставного капитала оператора электронной, в том числе специализированной площадки, должен составлять не менее 20 млн руб., они обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке и т. д.
Дополнительные требования предполагают, например, что операторы должны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для этого, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
А другим постановлением кабмина определено, что те же операторы вправе взимать плату с победителя электронной процедуры, в том числе закрытой, если с ним заключается контракт. Ее предельный размер, по общему правилу, – 1% начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 тыс. руб. без учета НДС. Если же контракт заключен по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО, предельный размер такой платы не может составлять более 1% начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тыс. руб.
- Постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 г. № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки«
- Постановление Правительства РФ от 10 мая 2018 г. № 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров«
5. Конкурентные закупки: внесены изменения в Закон № 223-ФЗ (с 1 июля)
В Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) появилось понятие конкурентных закупок – чтобы закупка считалась таковой, она должна соответствовать ряду условий. Во-первых, заказчику нужно сообщить информацию о ней путем размещения в ЕИС извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации. Во-вторых, должна быть обеспечена конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках, окончательных предложениях. В-третьих, предмет закупки должен описываться с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в частности, нужно указать его функциональные, технические и качественные характеристики, а при необходимости – и эксплуатационные.
В положении о закупке нужно предусмотреть конкурентные и неконкурентные закупки, а также определить порядок их осуществления. Порядок описан и в обновленном законе, например, для совершения конкурентной закупки в числе прочего заказчик должен создать специальную комиссию, а также разработать и утвердить документацию, в то время как участник вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения до предусмотренных документацией даты и времени окончания срока подачи заявок.
В документации, а также в извещении заказчик должен будет дополнительно указывать, в частности, краткое описание предмета закупки, порядок, дату начала, дату и время окончания подачи заявок, порядок подведения итогов закупки и адрес электронной площадки в Интернете.
Появятся и некоторые другие новые правила, в частности, определено, что конкурентные закупки, участниками которых могут быть только представители малого и среднего бизнеса, должны осуществляться в электронной форме. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новыми нормами не позднее 1 января 2019 года, если это случится позднее, закупки будут считаться не размещенными в ЕИС.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации«
6. Начнет работу единый агрегатор торговли для некоторых госзакупок (с 1 июля)
С помощью этого информационного ресурса заказчики будут вправе осуществлять закупки в рамках Закона № 44-ФЗ. Единый агрегатор является пилотным проектом, он предназначен для закупок на суммы до 100 тыс. руб. по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, до 400 тыс. руб. на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также 200 тыс. руб. в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Пользоваться новым агрегатором рекомендовано региональным госорганам и органам местного самоуправления. А с 1 ноября этого года его должны будут использовать федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения. Однако это коснется не всех – сервис не предназначен для закупок, содержащих сведения, которые являются гостайной, его могут не использовать силовые ведомства, а также органы и казенные учреждения в случаях, если цена контракта, заключенного без использования агрегатора, будет ниже цены, по которой контракт мог быть заключен с его применением.
Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 824-р
7. Вводится институт электронной закладной по ипотеке (с 1 июля)
Электронная закладная – это именная документарная ценная бумага или бездокументарная ценная бумага, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и который хранится в депозитарии. Закладная удостоверяет право владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств, а также его право залога на имущество, обремененное ипотекой. В документе должны содержаться данные о залогодателе и залогодержателе, название кредитного договора, сумма обязательства, обеспеченного ипотекой, срок ее уплаты, название и описание имущества, на которое установлена ипотека.
Права по электронной закладной могут осуществлять законный владелец и иные лица. Обязанными лицами являются должник по обеспеченному ипотекой обязательству и залогодатель. Составить электронную закладную можно, заполнив специальную форму на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), или на официальном сайте регистрирующего органа, или с использованием иных информационных технологий.
Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. № 328-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
8. Для операторов связи и интернет-компаний появятся новые обязанности в рамках действия «пакета Яровой» (с 1 июля)
Операторы связи должны будут хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами. Сведения должны размещаться на серверах операторов связи, но по согласованию с уполномоченным подразделением ФСБ России можно использовать технические средства, принадлежащие другим операторам.
Операторы будут обязаны хранить голосовую информацию и текстовые сообщения абонентов междугородной, международной, внутризоновой и местной телефонной связи (в том числе с использованием таксофонов и средств коллективного доступа), подвижной, радиотелефонной и спутниковой радиосвязи и т. д. на протяжении шести месяцев с даты окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. А операторы, оказывающие прочие услуги по передаче данных (кроме случаев передачи голосовой информации) обязаны хранить сведения с 1 июля 2018 года пока в нулевом объеме. В том числе это касается переписок в соцсетях и мессенджерах. Однако в дальнейшем этот объем будет повышаться. С 1 октября 2018 года нужно будет хранить их в полном объеме емкостью, равной объему сообщений электросвязи, отправленных и полученных пользователями соответствующего оператора за 30 суток, предшествующих дате ввода в эксплуатацию систем хранения информации. Емкость технических средств накопления информации будет увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию.
Определено, что операторы связи обеспечивают защиту технических средств накопления информации от несанкционированного доступа к ним и хранящейся в них информации.
Кроме того, хранить электронные сообщения и данные пользователей с 1 июля этого года будут обязаны и операторы распространения информации в Интернете. Срок хранения – полгода с момента окончания приема, передачи, доставки и обработки сообщений.
Напомним, что в 2016 году был принят так называемый «пакет Яровой«, предусматривающий вышеуказанные обязанности для операторов связи.
Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445 «Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи«
9. Утвержден базовый стандарт работы для МФО (с 1 июля)
Документ устанавливает условия и порядок выдачи микрозаймов и привлечения денежных средств физлиц. Он обязателен для исполнения всеми МФО вне зависимости от членства в СРО.
Так, например, условиями совершения операций по выдаче микрозаймов являются: наличие у МФО внутренних документов, регламентирующих соответствующий порядок, наличие заявки или анкеты получателя финансовой услуги на предоставление микрозайма, проведение оценки платежеспособности клиента и отсутствие оснований для отказа в принятии заявления или заключения договора микрозайма.
Непосредственно при выдаче микрозаймов МФО должны соблюдать определенный порядок, совершив следующие действия: предоставить получателю финансовой услуги информацию об условиях выдачи микрозайма, а также иные необходимые сведения, принять и рассмотреть заявление на получение микрозайма, оценить платежеспособность потенциального клиента, принять решение о выдаче микрозайма, проинформировать клиента об этом, заключить договор микрозайма с получателем финансовой услуги и выдать ему денежные средства.
Базовый стандарт совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке (утв. Банком России (протокол № КФНП-12 от 27 апреля 2018 г.))
10. Начнет действовать новый Национальный стандарт для организационно-распорядительных документов (с 1 июля)
Ранее планировалось, что этот документ вступит в силу год назад, 1 июля 2017 года, но срок был перенесен. Отметим, что по общему правилу документы по стандартизации применяются добровольно (ст. 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации«).
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст)
11. Определены правила формирования и порядок ведения Единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства (с 1 июля)
Также установлен порядок ведения этого реестра, в соответствии с которым проекты разделов или частей разделов реестра подготавливают экспертные организации и Минстрой России посредством электронного сервиса «личный кабинет» информационной системы ведения реестра.
- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 878 «О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145«
- Приказ Минстроя России от 22 февраля 2018 г. № 115/пр «Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов«
12. В таможенной сфере начнут применять электронные документы (с 1 июля)
Это касается деклараций о соответствии продукции требованиям техрегламентов ЕАЭС, заявлений о ее регистрации, а также сведений, подтверждающих государственную регистрацию юрлица или ИП, копий договора с изготовителем и копий доказательственных материалов. Непосредственно декларация и заявление о ее регистрации подписываются с применением электронной подписи.
В электронном виде можно будет также формировать и декларацию таможенной стоимости. Для этого также необходимо использовать электронную подпись.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 марта 2018 г. № 41 «О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза«
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2018 г. № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости«
13. Появятся новые требования к энергоэффективности зданий (с 1 июля)
Для вновь создаваемых зданий, в том числе многоквартирных домов, а также строений и сооружений удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается на 20% по отношению к аналогичной удельной характеристике малоэтажных жилых одноквартирных зданий или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию. В дальнейшем планируется уменьшение этого показателя: с 1 января 2023 года – на 40%, а с 1 января 2028 года – на 50%.
Для зданий, строений и сооружений, которые реконструируются или проходят капремонт (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшится с 1 июля 2018 года на 20%, и дальнейшее снижение этого показателя не предполагается.
Приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений«
14. Определен перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, которые не облагаются НДС (с 1 июля)
Освобождены от НДС такие услуги, как обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, обеспечение авиационной безопасности, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на маршрутах обслуживания воздушного движения, а также аэронавигационное обслуживание воздушных судов в районе аэродрома.
Напомним, НДС не облагается реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса). Но до настоящего времени конкретный перечень таких услуг определен не был.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2018 г. № 588 «Об утверждении перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость«
15. При перевозке групп детей будут действовать новые правила (с 1 июля)
При организованной перевозке группы детей на автобусе при движении на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета.
Кроме того, определены требования к «возрасту» автобуса – он должен быть не старше 10 лет, с 1 июля 2018 года это правило распространится и на автобусы категории М2, используемые для организованных перевозок групп детей по маршрутам, начальные пункты отправления и (или) конечные пункты назначения которых расположены в Ленинградской и Московской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. А с 1 апреля 2019 года требование распространится на автобусы, используемые для организации перевозок по иным маршрутам.
- Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2017 г. № 1621 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации«
- Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами«
16. Страховщики больше не смогут использовать бланки полисов ОСАГО без QR-кода (с 1 июля)
С 1 января форма полиса ОСАГО дополнена штрих-кодом, который должен содержать информацию для прямого доступа к сведениям о договоре обязательного страхования на официальном сайте профессионального объединения страховщиков. Бланки старых полисов, без QR-кода, страховщики могли использовать до 1 июля этого года.
Указание Банка России от 14 ноября 2016 г. № 4192-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств«
17. К федеральным специальным и акцизным маркам будут предъявляться новые требования (с 1 июля)
С этой даты на них должен быть нанесен двухмерный штрих-код, содержащий идентификатор ЕГАИС. Исполнение этой обязанности возложено на организацию – изготовителя марок.
Использовать ЕГАИС, напомним, обязаны розничные продавцы. Они должны, в частности, фиксировать в системе закупку у своих поставщиков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая пиво и слабоалкогольные напитки, а также передавать в систему сведения, подтверждающие каждый факт продажи алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).
Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации«
18. Завершается переход на применение национальных банковских карт «Мир» для госслужащих и студентов (1 июля)
К этой дате должен быть завершен переход на применение национальных банковских карт в отношении госслужащих, получающих денежное содержание, вознаграждение или довольствие. Это также касается государственных стипендий и зарплат работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов.
Перевести клиентов на новые карты должны кредитные организации. Напомним, что 1 июля прошлого года завершился переход на карты «Мир» физлиц, которые обращаются за открытием банковских счетов в целях получения выплат на них, если при этом предусматривается осуществление операций с использованием платежных карт.
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе«
19. Факт употребления алкоголя за рулем будет определяться наличием спирта не только в выдыхаемом воздухе, но и в крови (с 3 июля)
Изменения внесены в КоАП: теперь факт употребления алкоголя может определяться в том числе наличием абсолютного этилового спирта в крови (0,3 и более грамма на литр). Выявление опьянения напрямую влияет на привлечение к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, за передачу управления лицу, находящемуся в таком состоянии, а также за употребление водителем алкоголя после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования (ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ).
Наказание по-прежнему грозит нарушителям, если будет определено наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого ими воздуха (примечание к ст. 12.8 КоАП РФ).
Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 62-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях«
20. Скорректирован порядок госрегистрации юрлиц, ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств (с 3 июля)
С указанной даты по итогам регистрации юрлиц, ИП и КФХ налоговый орган будет оформлять только электронные документы. Получить их на бумаге налогоплательщик сможет только если подаст в налоговую инспекцию соответствующее заявление.
Кроме того, при предоставлении документов в налоговый орган заявитель должен будет указать адрес электронной почты.
Приказ Минфина России от 20 апреля 2018 г. № 86н «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 169н«
Источник: garant.ru
Опубликовано 10.07.2018, обновлено 10.07.2018 08:07:32