Федеральным законом от 08.06.2020 № 180-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ), вступающие в силу с 01.07.2020г.
Согласно изменений (существенное):
- Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе с акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации (ч.6 п.1 ст.93 44-ФЗ;
- Часть 2 ст.96 44-ФЗ предусматривает право (а не обязанность) Государственного заказчика устанавливать в конкурсной документации требование об обеспечении исполнения контракта.
Ранее Государственный заказчик (ДСиР) ссылался на п.6 ст.96 44-ФЗ, в соответствии с которой определяется размер обеспечения исполнения контракта. (п.6. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.). - Ст.96 (Обеспечение исполнения контракта) 44-ФЗ дополнена п.6.1., в соответствии с которой, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.
- Утверждено постановление Правительства № 921 от 25.06.2020 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 890-р». (<*> Внимание! В соответствии с пунктом 3 данный документ вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.06.2020) и применяется в отношении закупок, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) после 09.07.2020, за исключением пункта 3 изменений, вступающего в силу с 1 сентября 2020 года).
Основные изменения:
Изменились правила оценки заявок, а также доптребования к участникам строительных закупок. По-новому будут оценивать участников «строительных» конкурсов.
Из правил оценки заявок исключили работы на особых объектах и автодорогах. Новый порядок будет действовать при закупке:
- строительных работ по контрактам, указанным в ч. ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ;
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капстроительства;
- работ по сохранению объектов культурного наследия.
В качестве нестоимостных критериев оценки можно будет использовать только квалификацию участника. Для оценки в документации придется установить один или несколько показателей, касающихся исполненных контрактов (договоров) на строительные работы:
- общую стоимость;
- общее количество;
- наибольшую цену одного из контрактов или договоров.
Заказчик сможет предусмотреть в документации и учесть при оценке один или несколько контрактов (договоров), которые перечислены в п. 27.3 правил в новой редакции.
Новшества заработают уже с 9 июля и будут применяться к закупкам, размещенным после этой даты.
Скорректировали доптребования к участникам закупок «строительных» работ. В частности, снизился стоимостной порог таких закупок, при котором к участникам предъявляются доптребования. Например, при закупке работ по строительству, реконструкции линейного и нелинейного объекта капстроительства их придется устанавливать, если НМЦК:
- превышает 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- превышает 5 млн руб. — для региональных и муниципальных нужд.
Период, за который будет учитываться строительный опыт, увеличили с 3 до 5 лет. Участники таких закупок не смогут его подтвердить исполненным контрактом (договором) на капремонт или снос объекта. По новым правилам подтверждающие документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет (а не за 3, как сейчас) до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Схожие поправки предусмотрели и для закупки работ, перечисленных в п. п. 2.2 и 2.3 из приложения N 1.
В отдельные основания вынесли закупку работ по капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капстроительства. Так, при закупке работ по капремонту нелинейного объекта капстроительства участники смогут подтвердить свой опыт (на выбор):
- любым исполненным контрактом (договором) на строительство, реконструкцию нелинейного объекта;
- исполненным контрактом (договором) на капремонт нелинейного объекта, который заключен по Закону N 44-ФЗ, N 223-ФЗ.
Перечень случаев, когда понадобятся доптребования, дополнили новой позицией. Их нужно будет устанавливать при закупке работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, если НМЦК:
- превышает 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- превышает 5 млн руб. — для региональных и муниципальных нужд.
Поправки начнут действовать с 9 июля и будут применяться к закупкам, размещенным после этой даты.
С 1 сентября 2020 года из обязательного аукционного перечня исключаются следующие строительные закупки:
- 41.2 — здания и работы по возведению зданий;
- 42 — сооружения и строительные работы в области гражданского строительства;
- 43 — работы строительные специализированные.
Это значит, что с указанной даты заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса.
Постановление Правительства 921 от 25.06.2020Таблица изменений закупок в области строительства